Записка о масонстве - февраль 1912.
Не имея возможности, ввиду запретительных указов 1 августа 1822 г. и 21 апреля 1826 г., открыто действовать в России, масонство уже несколько лет упорно старается найти доступ в Империю под всевозможными личинами.
Особенно
настойчивые попытки были предприняты за два последних года, когда вслед
за успешной пропагандой оккультизма и других тайных наук стали добиваться
легализации в России две видных аффилиации масонства — орден мартинистов
и орден филалетов, отрекшиеся для вида от своего тайного руководительного
центра — Великого Востока Франции. Так как попытки эти не привели ни к че"
му и только выяснили отрицательное отношение правительства ко всякого рода
оккультным организациям, то масонству пришлось искать себе другие законные
рамки. Наиболее удобными являлись образовательные и просветительные об"
щества, легализация которых в России представляла значительно меньше труд"
ностей для масонства уже по самому характеру обществ. Кроме того, имеющиеся
в настоящее время в России лига образования и народный университет, пред"
ставляющие собой типичные масонские (или масонированные) учреждения, яв"
лялись в данном случае вполне подходящими прецедентами.
Нельзя упускать из виду слова, написанные Жаном Бидегеном, бывшим
помощником секретаря Великого Востока Франции, отрекшимся от масонст"
ва и сделавшим целый ряд нашумевших в свое время разоблачений. Масонст"
во, говорит Бидеген, «сильно не только своей дисциплиной, при помощи ко"
торой оно внушает посвященным свои символы и традиции, но также и сво"
им искусством группировать вокруг себя общества и лиги, которые оно вдох"
новляет и ведет в нужном масонству направлении».
Направление же, даваемое масонскими руководителями, вполне логично
вытекает из основных задач и целей политического масонства Великого Вос"
тока: «Уничтожение монархии и монархического строя, уничтожение Церкви
и полный интернационализм, до разрушения границ и разоружения войск
включительно (Всемирная Республика)». Опасность такого масонского воз"
действия и пропаганды особенно грозно выступает после примеров удачной
масонской деятельности в Турции, Персии и Португалии, завершившейся го"
сударственными переворотами.
1
ГАРФ, ф. 102, 1905, д. 12, ч. 2, прод. 4, л. 27—36.
1157
По сообщению начальника с.«петербургского охранного отделения, отстав»
ной генерал«майор Н. Н. Беклемишев, председатель «Лиги обновления флота»
и 4»го отдела Императорского Русского Технического общества, член Высочай"
ше учрежденной Комиссии по усилению военного флота на добровольные по"
жертвования и член многих других обществ — является убежденным сторонни"
ком франкмасонства, в защиту коего он неоднократно выступал в печати. Так
в газете «Санкт«Петербургские Ведомости» за июнь и июль 1910 г. был помещен
ряд статей названного лица по истории масонства в Западной Европе и России
и о положении масонства в настоящее время; в этих статьях Беклемишев, под»
черкивая крупную роль масонства в западноевропейских революциях и государ"
ственных переворотах и отмечая такую же роль масонских организаций в смутах
России, доказывает желательность легализации в России масонства, которое та"
ким образом утратило бы свою вредоносность. «Страдательное положение Рос"
сии, — по мнению Беклемишева, — зависит от того, что ее интересы не представ"
лены в Высших Советах масонства; в этих Советах, может быть, еще не принято
решение — продолжать ли расслабление России или дать ей благоустройство».
Запрещение масонства и игнорирование его отнюдь не мешает деятельности ре"
волюционных лож в «наиболее опасном для России направлении» и даже созда"
ет им таинственную заманчивость. «Наивно воображать, что Россия свободна
от влияния масонства — наоборот, многое показывает силу этого влияния; уже
наблюдались факты получения местными деятелями инвеституры от загранич"
ного масонства. Широко распространяясь по всему миру, масонство почти везде
пользуется свободой, а в некоторых цивилизованных государствах даже состоит
под прямым покровительством монархов, которые не только ладят с масонст"
вом, но и извлекают из него пользу. В России масонство работает негласно,
но властно для подчинения страны каким«то опасным директивам, запрещение
же его является чисто формальным, ибо естественно было бы ожидать всемир»
ного преследования, однако ни разу ни один масон не был арестован, осужден
или наказан, хотя принадлежность многих влиятельных лиц не только к масон"
ству, но даже и к иллюминаторам и мартинистам общеизвестна; вероятно, орга"
ны власти, от коих зависит осуществление запрещения, лучше о нем осведомле"
ны и не считают нужным решительно с ним бороться». Беклемишев доказывает
необходимость немедленно «заключить пока не поздно конкордат» с масонст"
вом в лице наиболее могущественной Соединенной Великой Ложи Англии, под
обязательством ее не вредить Церкви и государству, а то сами масоны возьмут все
права без всякой компенсации для государства.
Характер всех этих статей приводит начальника с.«петербургского охран»
ного отделения к заключению, что Беклемишев состоит членом какой«либо
заграничной организации, тем более что, судя по имеющимся совершенно
секретным документам, он давал «Справочному бюро» в Париже различные
поручения относительно масонства.
1158
В августе 1910 г. в Департамент полиции поступила переписка по заявле»
нию проживающего в С.«Петербурге некоего Чеслава Иосифовича Чинского
о назначении его, Члена Верховного Совета ордена мартинистов, Генераль»
ным Делегатом для России. Хотя разрешения на открытие сего ордена, во гла"
ве коего в Париже стоит еврей Папюс (Анкос), нередко посещавший Россию
и устраивавший в обществе медиумические сеансы, в С.«Петербурге за не»
представлением Чинским необходимых документов и не последовало, тем
не менее Чинский в качестве Генерального Представителя ордена для России
пытался устраивать в русских провинциальных городах ложи, рассылал изго"
товленные в Париже на французском языке хартии на открытие лож, взимая
расходы не только за вступление в ложи и за повышение в степени в пользу
Верховного Совета, но и в пользу Генеральной Делегации.
В специальной брошюре под заглавием «Орден мартинистов», помимо
краткого изложения истории мартинизма, имеется на с. 27 особая «Справоч"
ная часть для России» с указанием сведений о Русской Генеральной Делегации
ордена и о самом Чинском как Генеральном Делегате.
Собранными о Чинском сведениями установлено, что он занимался ок"
культными науками, спиритизмом, хиромантией и т.д., составляя и издавая
по этим вопросам брошюры, например: «Магические поиски Гилевича», «Гра"
фология»; Чинского посещает много лиц, преимущественно среднего класса,
но частью и состоятельных, обращающихся к нему как к спириту и хироман"
ту, причем некоторых своих клиентов он посвящал и в область масонства,
снабжая их для сей цели вышеозначенной брошюрой «Орден мартинистов».
Деятельность Чинского в этом направлении находилась в связи с с.«петер»
бургским журналом оккультных наук, издаваемым И. К. Антошевским. Като"
лик по вероисповеданию, принявший русское подданство, австриец Чинский
пользовался полученным в Италии, но в России не признанным званием докто"
ра медицины, его клиенты называли его даже профессором; при своих оккуль"
тистических экспериментах Чинский пользовался за плату в качестве медиума
мещанкой Маховской, исполнявшей все то, что ей было заранее поручено са"
мим же Чинским; кроме того, Чинский принимал на себя за плату исполнение
всяких поручений, выбирая к себе в помощь третьих лиц; так, например, вы"
слеживал при содействии мужа Маховской: а) графа Грациадей«Кириллова
с целью выяснить, по поручению княгини Щетининой, личность его любов»
ницы, б) варшавского военного судью Перетца, проживавшего у одной дамы
в С.«Петербурге без прописки. Наконец, за содействием к Чинскому обращал»
ся граф Алексей Орлов«Давыдов, от которого бельгийский подданный Леора»
ваудт вымогал 100 000 рублей. Выразив готовность помочь графу в прекраще"
нии шантажа, Чинский раздул это дело и под предлогом личной охраны графа
навязал ему в качестве постоянного телохранителя вышеуказанного Махов"
ского. Также под предлогом ограждения графа от бельгийца Чинский, выма"
1159
нив от Орлова«Давыдова крупную сумму, поехал в Париж; вслед за ним туда
же прибыл и граф, который, передав свое дело местному поверенному, убедил»
ся, что и сам Чинский его шантажирует с корыстной целью, вследствие чего
прекратил с ним сношения. Кроме того, Чинский склонял графа Грациадей
вступить в орден Мартинистов.
По распоряжению г«на Министра Внутренних Дел летом 1911 г. был воз»
бужден вопрос об административной высылке Чинского.
В донесении от 4 декабря 1910 г. начальник с.«петербургского охранного
отделения уведомил, что по полученным со слов Антошевского и, по всей ве»
роятности, сильно преувеличенным сведениям, орден мартинистов в России
насчитывает несколько десятков тысяч человек; в одном только 1910 г. в Рос"
сии в члены ордена принято 8000 человек; заявлений о желании вступить в ор"
ден было более 10 000, но Генеральная Делегация нашла возможным принять
только избранных, и то лишь после предварительного экзамена. Для вступле"
ния в члены ордена не требуется особых денежных взносов, оплачиваются
лишь членские дипломы, а равно участие в сеансах, обрядовых вечерах и т.п.
Наиболее видные мартинисты примыкают к группе издателей журнала ок"
культных наук «Изида» и во главе их состоят: фон Чинский, А. Миркович
и И. К. Антошевский. Генеральная Делегация ордена возбудила ходатайство
перед русским правительством о легализации ордена в России, причем, имея
будто бы приверженцев среди высокопоставленных лиц, Делегация была на"
столько уверена в успешности своего ходатайства, что уже рассылала циркуля"
ры на бланках «Генерального Делегата для России».
7 декабря 1910 г. секретарь Международного комитета защиты прав чело"
века Архангельская прочла в зале Тенишевского училища лекцию на тему
«Историческое развитие франкмасонства в современной Франции». В первой
части своей лекции Архангельская изложила краткий очерк развития масон"
ства во Франции, начиная с XV столетия, но в особенности много места уде"
лила XVIII веку, вторую же часть лекции посвятила изложению сущности уче"
ния масонства и организации масонских лож. Масонство, по объяснению
Архангельской, представляет собой социальную силу, всегда стремившуюся
к освобождению человечества от рабских уз; оно подготовило Великую фран"
цузскую революцию, освободившую французов от рабского ига. Мирабо,
Дантон и другие деятели революции были членами масонских лож, объеди"
нившихся тогда в одну «великую масонскую державу» под названием «Вели"
кий Восток». В настоящее время Великий Восток сосредоточил свою деятель"
ность во Франции на борьбе с Церковью, и благодаря его усилиям там была
произведена конфискация церковных имуществ в пользу государства. Сама
лекторша, однако, не питает особого доверия к ложам Великого Востока, так
как там недавно были раскрыты громадные денежные хищения, и горячо ре"
комендовала слушателям особенно выделяющийся по своим освободитель"
1160
ным стремлениям масонский орден рыцарей филалетов, при котором учреж"
ден Комитет защиты прав человека, имеющий в своем составе представителей
всех наций. Сообщив в конце своей лекции, что филалеты возбудили ходатай"
ство о своей легализации в России, Архангельская заключила лекцию утверж"
дением, что «масонство представляет собой верх совершенства и готовится
дать миру будущего царя и творца вселенной, оно давно уже стучится в дверь
России; мы надеемся, что, наконец, добьемся легализации, так как Россия —
страна конституционная, в которой должна быть допущена свобода».
В конце 1910 г. в с.«петербургских газетах появилась корреспонденция,
сообщавшая о развитии в среде столичного высшего света и офицеров гвардии
оккультных кружков, поддерживающих сношения с Главным Советом ордена
мартинистов (самостоятельной секты, примкнувшей к масонству), и о том,
что известный осужденный судом виновник хищений в Зимнем Дворце Леман
пользовался симпатиями в этих сферах.
На сделанное вследствие сего сношение с.»петербургский градоначаль"
ник ответил, что выяснить место собраний не удалось, но удалось установить,
что корреспонденция эта составлена на основании данных, сообщенных газе"
те несколькими, посвятившими себя оккультизму лицами: генерал«майором
Шульманом, А. В. Трояновским, ротмистром Далматовым, камергером Семе»
новым и литераторшей Крыжановской«Рочестер.
10 марта 1911 г. бывший заведующий заграничной агентурой, отставной
действительный статский советник Ратаев представил обстоятельную записку
о масонстве, в коей, указывая на серьезное противогосударственное значение
возрождения в России масонства и на необходимость специальной борьбы с ним
и выяснения личного состава масонских лож в России, между прочим, перечис»
лял русских масонов: 1) князя П. Д. Долгорукова, видного кадета, ездившего
в 1906 г. с Маклаковым в Париж агитировать против русского займа, и 2) круп"
ную масонскую величину, члена Государственного Совета М. М. Ковалевского.
Насколько французские масоны придают важное значение возрождению рус"
ского масонства, видно из того, как часто командируют они в Россию своих са"
мых важных делегатов. «Беда будет, — докладывал действительный статский со"
ветник Ратаев, — если в эту ловушку попадутся офицеры». В начале марта 1911 г.
в С.«Петербурге пребывал короткое время для ревизии местных масонских лож
видный масон, французский гражданин, радикал»социалист, депутат парламен"
та Шарль Лебук, который посетил Государственную Думу и был замечен в сно"
шениях с несколькими лицами, в том числе с одним студентом, одним евреем
литератором и двумя членами конституционно«демократической партии. Лебук
должен был, по сведениям г. Ратаева, прочесть лекции на тему о пацифизме
по приглашению общества «Мир»; по утверждению г. Ратаева, общество это, за»
служивающее самого серьезного внимания, является масонским и у его деятелей
под личиной пацифизма скрывается антимилитаризм, космополитизм и т.д.
1161
Осенью 1911 г. пребывающий в С.«Петербурге французский посол обратил»
ся в Министерство Народного Просвещения с просьбой об оказании директору
«Французского института в С.«Петербурге» профессору университета в Нанси —
Луи Рео всемерного содействия к безотлагательному открытию института. Пре»
провождая экземпляр устава упомянутого учреждения, Министерство Народного
Просвещения запросило отзыв Министерства Внутренних Дел по сему предмету.
При рассмотрении сего устава возникло прежде всего сомнение, не нахо"
дится ли проектируемое к созданию в России иностранное учреждение в свя"
зи с теми намеченными масонством просветительными учреждениями, кото"
рые, прикрываясь легальным титулом и появляясь под видом всевозможных
научных, ученых, теософских, оккультных, филантропических и других об"
ществ, фактически имеют в виду осуществление в России других — иного
порядка — задач и целей. В дальнейшем выяснилось, что «Французский инс"
титут в С.«Петербурге» имеет целый ряд признаков, по которым его можно от»
нести к категории довольно типичных масонских учреждений. Прежде всего,
одной из первых целей проектируемого института является «развитие между
Францией и Россией всеми возможными способами сношений научного и ин"
теллектуального характера». Последняя фраза в той же или слегка измененной
редакции встречается во всех просветительных учреждениях, создаваемых ма"
сонством в странах, где оно еще начинает свою деятельность. «Интеллектуальные
сношения» между Францией и другой державой означают на замаскирован"
ном языке Великого Востока Франции, являющегося центром для политичес"
кого масонства, то интернациональное сообщество и братство, которое со"
ставляет краеугольный камень масонских уставов.
Нельзя не заметить также, что организация «Французского института
в С.«Петербурге» имеет сильную тенденцию корпоративности, а эта послед»
няя непременно лежит в основе всякого масонского учреждения.
Наконец, имена учредителей института говорят сами за себя: из десяти
поименованных в § 3 устава лиц четыре лица, а именно: Поль Думер, Леруа"
Болье, Фор и Пишон, безусловно принадлежат к числу главарей масонского
союза. Является полное основание предположить, что и остальные шесть уч"
редителей, о которых нет положительных данных, также принадлежат к числу
посвященных Великого Востока Франции, так как вряд ли такие убежденные
масоны, как Думер и Пишон, вошли бы в состав учредителей института, если
бы это учреждение не состояло под тайным руководительством масонства.
Что же касается просветительных учреждений, перечисленных в институт"
ском уставе также в качестве учредителей института, то одно из них — «Ecole
pratique des Hauted Etudes» представляет собой признанную аффилиацию ма"
сонского союза. Нельзя не отметить при этом, что на одно из двух отделений,
помеченных в уставе — «section des sciences religieuses», было обращено особое
внимание со стороны масонских руководителей.
1162
Суммируя все вышеизложенное, Департамент полиции пришел к заклю"
чению, что «Французский институт в С.«Петербурге» является, судя по много»
численным признакам, несомненно вполне масонской аффилиацией и уч"
реждение его этим самым представляется с государственной точки зрения
крайне нежелательным.
Не признавая вообще, ввиду вышеуказанных соображений, желательным
учреждение «Французского института» в С.«Петербурге, Департамент полиции,
на случай воспоследования все же дозволения на открытие такового, проекти»
ровал внести в устав института существенные исправления, долженствующие
до известной степени парализовать нежелательную деятельность института
и подчинить его большему контролю со стороны правительственных властей.
Все вышеизложенные обстоятельства были 6 октября 1911 г. доложены
г«ну Министру Внутренних Дел, который приказал передать все это дело с за»
ключением Департамента полиции в Департамент общих дел для личного до"
клада его высокопревосходительству.
В близком соотношении с масонством состоит, по«видимому, Всемирное
Теософическое Братство, направление коего характеризуется напечатанной
в No 5 и 6 журнала «Вестник теософии» за 1909 г. речью некоей А. Безант, произ»
несенной 5 июня 1902 г. на годовом собрании британской секции сего общества.
Судя по этой речи, братство, имеющее девиз «Нет религии выше истины»
и будучи интернациональным, стремится «собрать в каждой стране членов, что"
бы организовать ядро будущих руководителей и учредить центр для постепен"
ного нарастания новых групп работников», чтобы таким образом распростра"
нить «свет теософии», главная цель которой — «объединение религии народов».
Таким образом, каждое местное теософское общество должно уподобиться
«учителю, который собирает учеников», ибо «когда Великая Белая Ложа, руко"
водящая эволюцией человечества, приняла решение дать человечеству новую
духовную помощь, тогда она кликнула клич в современный мир: кто хочет гово"
рить за нас, кто хочет служить нам».
Признавая существующие религии несовершенными, Теософское общес"
тво «внутреннее значение свое полагает в том, что оно образует союз для бо"
жественной жизни. Теософическое общество есть резервуар духовной жизни.
Его ветви — каналы, по которым течет духовная вода, и в каждую церковь,
в каждую секту, в каждую нацию и в каждую расу вливаются эти каналы.
Общество должно воспитать мистиков, способных воспитывать других
по древним методам, известным религиозному эзотеризму всех народов», все
это якобы уже до известной степени выполнено, потому что «в обществе есть
ученики, которые стояли лицом к лицу с Великим Учителем христианства
и слышали Его речь». Утверждая, что «христианство, более занятое приобре"
тением прозелитов, чем распространением духа Христа, обратило имя Истин"
ного Царя мира в боевой клич армии и символ притеснения», братство при"
1163
знает, что такое агрессивное настроение «оскорбляет другие религии». Космо"
политизм общества ясно выражается в словах: «Мы хотим соединить нации
и расы, чтобы искоренить международные предрассудки, происходящие
от невежества». Подобно тому, как социализм желает объединить пролетариев
всех стран на почве политической и экономической, так и теософия — все на"
роды на почве поисков истины.
В общем, это тот же основной лозунг масонства: «Свобода, равенство
и братство», та же проповедь интернационализма, антимилитаризма, то же ис"
кание истины, которую в масонстве обещают открыть впоследствии всякому
профану и которая заключается в проведении идеи братства народов и осу"
ществлении в будущем всемирной республики, отрицании всякой ныне су"
ществующей власти и борьбе с невежеством и предрассудками, под которыми
подразумевается христианская религия.
Если обратить внимание на печать общества, то первоисточник теософ"
ского движения станет ясен: змея, кусающая свой хвост, изображает еврейский
народ, тело ее — это сам народ, а голова — это его правительство; соединение
головы с хвостом символически изображает наступление такого времени, ког"
да весь мир будет заключен внутри этого кольца. В середине этого змея — ма"
сонская звезда, а в ней упрощенное изображение «синайского змея», который
фигурирует на обложке книги и отдельно. Значение этого символа видно из ри"
туальных слов Председателя масонской ложи при посвящении в одно из зва"
ний, что «не Голгофа, а Синай укажут человечеству путь к свету».
Если будущее сулит народам осуществление мечты иудейского народа
об учреждении Всемирной Республики, управляемой еврейскими капиталис"
тами, то теософия — это средство разрушения всех существующих религий и,
может быть, религия будущего.
В марте 1911 г. несколько лиц русских и иностранцев (Алида Папе, Эвальд
Иогансон, Александр Ольсон и Иван Гоз) возбудили ходатайство о легализа"
ции такого же братства в С.«Петербурге.
Судя по уставу, основными тремя положениями общества, которые дол»
жен признать каждый вступающий в него член, являются: 1) служение идее
международного братства без различия расы, вероисповедания, националь"
ности и пола, 2) занятие «сравнительным изучением религий и философии»
и 3) изучение необъясненных законов природы и психических сил человека.
Ведя таким образом к уничтожению чувства патриотизма и намечая, очевид"
но, борьбу с религией, с.«петербургское братство, имеющее вышеозначенную пе»
чать, наряду с этим присваивало права своим членам (какого угодно политичес"
кого направления): устраивать закрытые заседания, организовывать публичные
лекции, открывать библиотеки и читальни и другие учреждения просветительно"
го характера, предпринимать издание книг и журналов, а равно открывать отде"
лы, приобретать земельную собственность, открывать детские колонии, началь"
1164
ные, средние и профессиональные школы, стремясь таким образом взять в свои
руки образование и воспитание подрастающего поколения во всей России.
Принимая во внимание вредные для каждого народа последствия от рас"
пространения учений, подрывающих патриотизм и уничтожающих веру, связь
этого общества с всемирным Теософским обществом, желание общества рас"
пространить свою работу на подрастающее поколение в самом широком
объеме и сделать невозможным контроль благодаря существованию закрытых
для всех заседаний, Департамент полиции высказался за отклонение сего хо"
датайства и за прекращение журнала «Вестник Теософии».
Кроме того, в Департаменте полиции имеется весьма значительное коли"
чество газетных статей о масонстве, которое все нелевые газеты выставляют
чрезвычайно вредными для России; особенное внимание крайней правой
прессы привлек дом в Кузнечном переулке (квартира Чинского), где якобы
совершались тайные сатанинские мессы масонов.
[?] февраля 1912 г.
Начальник отделения