Матвей Семенович Башкин

Матвей Семенович Далматов (Башкин по поместью)


Башкин Матвей 

— служилый человек, дворянский публицист. В середине XVI века организовал кружок в Москве. Критикуя взгляды официальной церкви на крепостничество как Богом установленный порядок, Башкин заявлял: «Христос всех братией нарицает, а мы рабов у себя держим». Будучи последовательным в своих рассуждениях, он порвал кабальные записи и отпустил принадлежавших ему холопов на волю. Башкин и его последователи подвергали критике книги Священного Писания, которые они называли басносоловием, и отрицали важнейшие догматы православной церкви: божественность Христа (не считали его равным Богу-Отцу), таинство крещения, поклонение иконам. За эти еретические взгляды Башкин был взят под стражу и в 1553 году предстал перед церковным собором. Допрос его вел сам царь Иван Грозный. Башкин отрицал не только церковные догматы, но заявлвл, что церковь не учит, «как нам самим жити и людей у себя держати, не томити». Собор осудил Башкина, предал анафеме и приговорил к заключению в Волоколамский монастырь.

Башкин Матвей Семенович - Далматов

Матвей Семенович Башкин - подвижник молокан-духоборов. Раскольник. Старообрядец

Использованы материалы из кн.: Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь.

Башкин Матвей Семенович (ум. не ранее 1554) 

— русский вольнодумец 16 в… Принадлежал к Избранной тысяче дворян. Оказался невольно связан с боярской оппозицией. В результате ложных и несправедливых доносов был обвинен в отрицании Троицы, уничижении божественной сущности Христа и Св. Духа (на том основании, что сочинил молитву к единому началу — Богу Отцу). Церковный собор признал Башкина виновным в ереси. В декабре 1553 году заточен в Иосифо-Волоколамский монастырь. Через полгода состоялся новый собор, после которого, предположительно, он был сожжен. Башкин представляет собой яркий пример русского средневекового правдолюбца, искателя добра и справедливости. Вслед за Нилом Сорским и другими белозерскими старцами ставил «сущность выше формы, внутреннее выше внешнего» (Н. И. Костомаров). Отстаивал принципы любви, равенства и братства всех людей, присущие первоначальному христианству. Своих холопов отпустил на волю, уничтожив кабальные записи. Критиковал различные злоупотребления в религиозной и социальной сфере, при этом призывал не поддаваться вражде, ненависти и другим мирским соблазнам. Собственных сочинений не сохранилось. О воззрениях Башкина можно узнать из двух «жалобниц» Симеона и Сильвестра, Соборной грамоты в Соловецкий монастырь о заключении игумена Артемия и из послания Ивана Васильевича Максиму Греку о ереси Башкина.

Е. И. Бутузкина

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А — Д, с. 226.

Башкин Матвей Семенович (умер не ранее 1554) 

— вольнодумец XVI века. Принадлежал к так называемой Избранной тысяче дворян. Оказался невольно связан с боярской оппозицией. В результате ложных доносов был обвинен в отрицании Троицы, уничижении божественной сущности Христа и Святого Духа (на том основании, что сочинил молитву к единому началу — Богу Отцу). Церковный собор признал Башкина виновным в ереси. В 1553 году заточен в Иосифо-Волоколамский монастырь. Через полгода состоялся новый собор, после которого, предположительно, он был сожжен. Башкин представляет собой яркий пример русского средневекового правдолюбца, искателя добра и справедливости. Вслед за Нилом Сорским и другими белозерскими старцами ставил «сущность выше формы, внутреннее выше внешнего» (Костомаров), отстаивал принципы любви, равенства и братства всех людей, присущие первоначальному христианству. Своих холопов отпустил на волю, уничтожив кабальные записи. Критиковал различные злоупотребления в религиозной и социальной сферах, при этом призывал не поддаваться вражде, ненависти и другим мирским соблазнам. Собственных сочинений не сохранилось. О воззрениях Башкина можно узнать из двух «жалобниц» Симеона и Сильвестра, Соборной грамоты в Соловецкий монастырь о заключении игумена Артемия и из послания Ивана Васильевича Максиму Греку о ереси Башкина.

Е. И. Бутузкина

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 44.

Далее читайте:
Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа)

Литература:
Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV — нач. XVI в. М., 1960.

http://knowledge.su/b/bashkin-matvey-semyonovich-

Башкин Матвей Семёнович

БАШКИН Матвей Семёнович (? — после 1554), глава еретического движения. Дворянин. Его отец Семён Иванович и дядя Алексей Иванович были совладельцами деревни Башкино в волости Великая Слобода Переяславского уезда. В 1547 году Башкин вместе с Ф. Г. Адашевым, Ф. М. Нагим, Ф. И. Шуйским и другими упоминается как поручитель за опального князя И. И. Турунтая-Пронского. В середине 16 века братья Фёдор и Матвей Башкины имели поместья в Боровском уезде; около 1550 года их имена вошли в число избранной тысячи дворян, определённых царём Иваном IV Васильевичем Грозным к «испомещению» под Москвой.

Первые сведения о деятельности Башкина как главы еретического кружка распространились весной 1553 года. После нескольких «собеседований», состоявшихся весной 1553 года между Башкиным и его духовником, священником кремлёвского Благовещенского собора Симеоном, о еретических взглядах Башкина стало известно протопопу Благовещенского собора Сильвестру. Симеон и Сильвестр в присутствии окольничего А. Ф. Адашева доложили о них царю Ивану IV. Так, согласно свидетельству Симеона, Башкин несколько раз приглашал его к участию в духовных беседах, испрашивал у него толкования евангельских притч, сам толковал Апостол; основываясь на словах апостола Павла (Гал., 5:14- 15), Башкин высказывался против полного и кабального холопства. Ознакомившись с делом, царь приказал заключить Башкина под стражу. Расследование о ереси было поручено волоколамским старцам Герасиму (Ленкову) и Филофею (Полеву). Основными своими сообщниками Башкин назвал братьев Григория и Ивана Борисовых-Бороздиных, принадлежавших ко двору опальных князей старицких. Связи самого Башкина с князем И. И. Турунтаем-Пронским, главным сторонником старицкого князя Владимира Андреевича, а также с заволжскими старцами (Артемием, Порфирием Малым, Игнатием, Вассианом), Феодосием Косым, приверженцами ереси «жидовствующих» заставили царя ускорить следствие.

Осенью 1553 года начался Собор по делу Башкина; в декабре ему был вынесен обвинительный приговор (изложен в соборной грамоте в Соловецкий монастырь по делу старца Артемия от 24.1.1554, а также в грамоте Ивана IV преподобному Максиму Греку). Из материалов Собора следует, что Башкин и его сторонники отрицали Святую Троицу, не признавая Иисуса Христа и Святой Дух равными Богу Отцу; отвергали таинства причастия и исповеди; называли иконы идолами; не признавали догматы и определения 7 Вселенских соборов. По решению Собора 1553 года Башкин был заключён в Волоколамский монастырь, а Иван Борисов-Бороздин — в Валаамский.

По предположению А. А. Зимина, основанному на анализе описи дел государственного архива, летом 1554 года состоялся второй Собор по делу Башкина, а казнили его после взятия Полоцка в 1563 году, когда там были обнаружены последователи Феодосия Косого и по приказу царя все прежние дела о ереси Башкина были возобновлены.

Основы еретических взглядов Башкина не вполне ясны. Князь А. М. Курбский считал, что истоками вольномыслия Башкина являются «люторские ереси». Влияние идей Реформации на взгляды Башкина обнаруживали А. А. Зимин, А. И. Клибанов, М. В. Дмитриев и др. Н. И. Костомаров, Я. С. Лурье отмечали сходство еретических взглядов Башкина и членов его кружка с учением «жидовствующих». Однако, в отличие от «жидовствующих», признававших только Ветхий Завет, Башкин опирался также на Евангелие и Апостол.

Источн.: Материалы Собора 1554 г. на Башкина и других еретиков // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею АН. СПб., 1836. Т. 1. № 238; Послание царя Иоанна Грозного преподобному Максиму Греку // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1841-1842. Т. 1; Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1847. Кн. 3. Отд. 2. С. 1-30; 1858. Кн. 2. Отд. 3. С. 1-42; Соборная грамота в Соловецкий монастырь // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею АН. Т. 1. № 239. С. 249-253; Курбский А. М. Соч. СПб., 1914. Т. 1: Соч. оригинальные.

Лит.: Зимин А.А. И. С. Пересветов и его современники: Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века М., 1958. С. 168-182; он же. Государственный архив России XVI столетия: Опыт реконструкции. М., 1978. Ч. 2. С. 415-416. Ч. 3. С. 510; Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV — 1-й половина XVI века М., 1960. С. 265-274; Дмитриев М. В. Православие и реформация. М., 1990. Макарий (Веретенников).


От автора:

В статье речь идёт о так называемой ереси, которая частью и послужила началом опричнины, последующим за опричниной смутным временем, гражданским противостоянием и воцарения Романовых на престол. 

Комментарий написан с точки зрения генеалогических исканий по Роду Долматовых.Не претендует на истину. Требует обсуждения.

В русскоязычном сегменте интернета, особенно на источниках исторического содержания, сайтах академической направленности, не отображается фамилия Долматов, особенно в средневековье. Как, впрочем, это сделано и в Бархатных родословных книгах изданий романовского периода правления. В таких материалах всегда необходимо проводить повсеместный детальный анализ, чтобы установить историю образования и распространения фамилии. 

Один из вариантов образования фамилии, людей их получившую, дальнейшего расселения их потомков, так и остаётся в тени истории по сей день. Причиной тому могла послужить опала перед царём Иваном III — дедом Ивана IV Грозного, когда один из представителей Далматовых, приближённых ко двору, был казнён с другими боярами — дьяками, вместе со всеми дворовыми бабами Софии Палеолога, которых пустили под лёд Москвы реки близ Московского Кремля.

Так, с одной стороны,  начиналась, с другой стороны, продолжалась ересь жидовствующих (новгородствующих), в конечном итоге послужившей одной из причин опричнины Грозного, началом смутного времени на Руси. Так, в свою очередь, продолжалось и противостояние Христианского раскола, берущее своё начало фактически с первых Вселенских Соборов. Противостояние, которое  вступило в активную фазу (реформирование церкви) с моментом прихода Романовых на престол в XVII веке, после чего и Род Далматов вынужден был практически исчезнуть, за исключением нескольких семей, поддержавших воцарение Михаила Фёдоровича по окончанию смуты. Продолжатели «строительства Третьего Рима» реформировали некоторые свои взгляды в нашей Державе, дали раскол самому русскому обществу, раскол, продолжающейся и по сей день...

… сегодня, академическая история и действующая власть в стране, поднимать и предавать огласке исторические факты не намерена, она показывает людям новую «Рабыню Изауру» в главной роли с Сергеем Безруковым, под названием — «Борис Годунов» — 1 сезон. Где даже раскрытие бытия Ивана IV и то остаётся за кадром.

Можно сказать и по другому, со слов Президента, что у России тысячелетняя история. Выводы напрашиваются сами...

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Top.Mail.Ru